Chanel №5: пространство легенды

Людмила Дулатова, 2020

Читая отзывы на парфюмерных форумах о легендарном аромате встречаешь несколько категорий мнений о «Пятёрке». Одни утверждают, что так пахнут «бабушки» или «мыло», другие восхищаются, отчаиваясь с ним «подружиться», третьи не без гордости «носят» его.

 

Если рассматривать духи, как неотъемлемый элемент индивидуального стиля, встаёт вопрос, что за стильное пространство «благоухает» в «Chanel №5″? И чьё это пространство? «Бабушек»? Мэрилин Монро? Или Ваше?

По легенде Коко Шанель хотела создать искусственные женские духи, которые бы пахли женщиной, а идеалом женщины для Шанель, по всей видимости, была она сама. Под «искусственными» подразумевалось, что духи не должны ассоциироваться не с каким-либо известным природным ароматом, это должен быть новый, созданный человеком аромат.

Воплощение этой идеи смог предложить гениальный парфюмер Эрнест Эдуардович Бо. Он давно эксперементировал с альдегидами — синтетическими веществами, полученными в результате восстановления жирных кислот. Эрнест Бо показал Шанель серии духов от 1-го номера до 5-го и от 20-го и до 24-го. Ставка была сделана на №5.Из потрясающей книги парфюмера К.П. Веригина «Благоуханность» «мы можем узнать рассказ Эрнеста Бо о создании имени легендарного аромата. «Как назвать духи» — спросил я её. Мадемуазель Шанель ответил: «Я представляю коллекцию платьев пятого числа пятого месяца, то есть в мае. Значит и оставим духам номер, которые они носят. Этот 5-й номер принесет нам успех.» Сознаюсь она не ошиблась».


Эрнест Бо

Эрнест Бо в этих духах воплотил нечто совершенно удивительное, даже изощренное, — образ, который мог почувствовать только художник. «Я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной компании прошла в северных странах Европы, за Полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озера и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших трудов и усилий мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы». (К.П. Веригина «Благоуханность» ).

Так кто она — женщина Chanel №5?

Аромат — это образ, имеющий развитие во времени: от начальных нот — к сердцу, затихая в базе.

Первый вдох: немного резко, не без дерзости, но с достоинством.
Второй вдох: проступает ощущение золотого сияния чистоты, свежести.
Третий: оковы строгости начинают таять, освобождая утонченную жественность.

Слова — лишь намёки.

Найти ствоё стильное ароматное пространство можно только через глубоко восприятие, ведь аромат, как может как стереть Вашу личность, так и продолжить её, стать Вашим «сиянием» или «туманом».

Chanel №5 состоит  из более, чем 80 ингридиентов. Основные ноты  Chanel №5 parfum:
Верхние ноты: альдегиды, нероли, иланг, бергамот, лимон;
Ноты сердца: корень ириса, ландыш, ирис, жасмин, роза;
Ноты базы: амбра, пачули, циветта, сандал, мускус, ваниль, ветивер.

Необходимо отметить, что формула Chanel №5, близкая к оригинальной формуле 1921 года, —  только у духов  (parfum). В связи с запретами некоторых ингридиентов, как вызывающих аллергию, состав духов претерпел некоторые изменения. Eau de toilette (туалетная вода)  по верcии «Парфюмерного гида Луки Турина» относится к 50-м годам и имеет более цветочное, облегченное звучаение, eau de parfum (туалетные дихи или дневные духи)  - к 80-м, и, на мой взгляд, у них более жёсткое звучание, как и у моды 80-х.

 Интересно наблюдать эволюцию флакона Chanel №5.

Изначально флакон имел прямоугольный контур. Это совершенно в духе Шанель, ведь  Chanel №5 — первые женские духи во флаконе мужской формы. При его заполнении духами возникал поразительный визуальный эффект — драгоценная жидкость «растворяла» стекло.

В 1924 году флакон обрел знакомые нам грани и скошенные углы, приобретя новые смыслы. Контур стал осезаемым и он был бы слишком жёстким и грубым, если бы не срез углов. Именно об этой форме говорила Любовь Михайловна в рамках курса «Стилистика моды», указав, что этот флакон лучше всего раскрывает смыслы образов Шанель. «В этих пропоциях колоссальная энергия. Цвет превносит жизнь и чувственность».


Флакон Chanel №5  в Музее Метрополитен

Первым лицом  Chanel №5 была сама Шанель. На мой взляд, она была лучшей, ведь, по сути, этот аромат — её второе «я».

Всем известно, что Мерилин Монро «надевала» на ночь только несколько капель Chanel №5.  Мне кажется, что эти духи не отображают доподлинно наивно-чувственный образ Мэрилин. По всей видимости, здесь большую роль сыграла мода. Но Мэрилин можно всё: она — легенда. Chanel №5  это только на руку.

Реклама  Chanel №5  изменялась в такт времени, органично отражая  изменения моды.

Катрин Денёв

Кароль Буке

Тэреза Уоррен

Николь Кидман

Одри Тоту

Последнее лицо  Chanel №5 — Брэд Питт.

На мой взгляд, в этом есть некоторая закономерность. Именно Шанель была на передовой в отвоёвывании у мужчин их стиля жизни. Она узурпировала манеру поведения мужчин, демонстративно куря сигарету и держа руки в карманах, оставаясь при этом очень женственной.

Сильный пол окончательно повержен: аромат, который должен пахнуть как женщина, рекламирует мужчина.

 

Обсуждение здесь

Назад